Иртыш прекрасен

Изображение

…во все времена года. Но особенно, на мой взгляд – осенью, когда дивно полыхают огромными кострами из чистейшего золота, с примесью меди, на голубом фоне безоглядного простора неба, многочисленные большие и малые острова и берега его, – густо поросшие деревьями, – пологие, низкие, крутые, высокие. На порывистом ветру бесконечные оттенки листьев и хвои переливаются, будто весело играют и перешептываются между собой, образуя выразительно-сказочный светлый земной покров, радостно утешительного для глаза тона.
И сколько же лет несёт он свои желтые воды к невесте своей – Оби? Триста тысяч? Пятьсот? Семьсот? Миллион? Десять, а может и больше миллионов лет? Что видел он за столь длинный и интересный период жизни? Наверняка немало: и редких, теперь уже вымерших рептилий, и суровые погодные условия, и природные катаклизмы и древних людей, их обычаи, устои, а может быть и войны? Через какие геологические и культурные слои он прорыл свой путь? Или он просто смешал все вместе, словно таинственный винегрет?
И где ему лучше жилось: в степях бескрайних, или среди девственного хвойного леса сибирской тайги? И менял ли он направления течения своих вод?
Но моему сердцу Иртыш близок как в степи, – посреди родного Омска – так и в тайге, особенно на севере области, где он причудливо замысловато петляет, будто гигантский волк от преследующих его по пятам охотников – то вправо, то влево, то образуя крутую луку, среди замечательного разнотравья и стройных деревьев.
Я много путешествовал вдоль реки. Не спеша, наслаждаясь самыми разнообразными пейзажами родной сибирской природы, прошел с туристским рюкзаком за спиной не один десяток километров. Когда уставал или останавливался поражённым очередной сложившейся живой картиной вокруг себя, то, совершенно не замечая времени, подолгу сидел на складном стульчике, на высоком глинистом берегу или среди нежно–фиолетовых костерков иван-чая и не мог ответить исчерпывающе-аргументированно ни на один из роящихся в душе вопросов: как полнее передать такую красоту? как можно лучше выразить этот созданный Творцом мир? как можно донести целительные свойства говорящего на понятном любой человеческой душе языке дивное чудо Божие – Иртыш?!
Часто заставал полыхающий дивной красоты осенний закат, когда мне открывались таежные дали на многие километры, – в теплом лимонном свете, который нежно и бережно подсвечивал по краям ажурные оранжевые облака. Их я торопился сфотографировать, потому знал по опыту: они купаются в этом свете недолго, а потом быстро темнеют, теряя свой неповторимый цветовой аромат, притягательно-декоративный колорит и красочное обаяние местной природы.
В этих путешествиях мне хорошо работалось. Блокнот быстро заполнялся рисунками, различными наблюдениями, описанием удивительных находок, отрывками разговоров с земляками. И в закатные минуты особенно нежно грели мою душу и сердце вспоминаемые действующие сельские и городские храмы, где совершается самое главное чудо – Божественная Литургия, когда Господь наш Иисус Христос приходит к каждому вспомнившему о Нем человеку своими Телом и Кровью…

* * *

И только Иртышские волны невозмутимо-ритмично набегали друг на друга и также величаво–спокойно молчали как и многие тысячелетия назад, бережно храня свои ответы, никому не открывая своих речных, древних тайн.

© Автор — о. Иоанн Тунгусов

Партнер сайта — тренспортная компания Везем-ка! Вызвать эвакуатор Владыкино можно прямо через сайт в сети Интернет.